§
6. Методы выполнения графических работ
При
выполнении значительного объема графических работ необходимо прежде всего правильно
организовать рабочее место чертежника. Чертежная доска, на которой закрепляется
бумага, должна быть расположена примерно на 15° в сторону чертежника. При
большем наклоне чертежные инструменты могут соскальзывать с чертежной доски.
Перед
началом работы следует собрать инструменты, которые будут необходимы для выполнения
конкретного чертежа. Их необходимо протереть сухой тряпочкой из хлопчатобумажной
ткани. Отобранные инструменты должны располагаться так, чтобы они не мешали
работе и в то же время чтобы можно было быстро выбрать среди них необходимый.
До
начала выполнения чертежа необходимо заточить несколько карандашей. Это позволит
избежать потерь времени на их заточку в процессе работы и работать, не отрываясь
от чертежа. Нужно проверить также, чтобы на столе не было ничего лишнего и свет
падал с левой стороны.
Прикалывая
чертежную бумагу к доске, первую кнопку следует расположить в верхнем левом
углу и выровнять верхний срез листа по кромке рейсшины. Второй кнопкой закрепляют
правый нижний угол листа, потом закрепляют оставшиеся углы.
Чертежи
могут быть выполнены карандашом или тушью. И в том и в другом случае производят
подготовку чертежа карандашом и потом обводят его карандашом или тушью.
В
производственных условиях чертежи в большинстве случаев выполняют карандашом.
Тушью выполняют чертежи в специальных случаях, например для размножения путем
светокопирования или фотографирования. К особенностям выполнения чертежей тушью
относится то, что на глянцевой бумаге обводить линии тушью более трудно, чем
на обычной чертежной бумаге, имеющей шероховатую поверхность. С другой стороны,
линии, проведенные тушью, значительно легче подчистить в случае необходимости
исправлений.
Обводка
чертежа карандашом отличается тем, что чертеж в этом случае трудно сохранить
чистым, а вычистить резинкой можно только части поля листа, не занятые изображениями.
Это требует в процессе подготовки чертежа тщательного соблюдения чистоты на
чертеже и избежания проведения дополнительных, лишних, случайных линий. Недостатком
обводки чертежей карандашом является то, что трудно провести линии одинаковой
толщины, а также одинаковой черноты с помощью циркуля.
Подготовка
чертежа заключается в построении всех его фигур и выполнении надписей тонкими
линиями. Для этих работ подбирают твердые карандаши марки 2Т или ЗТ с остро
отточенным грифелем.
Далее
отбирают характерные точки изображения, соединив которые, можно получить изображаемую
фигуру. При нанесении точек с помощью циркуля-измерителя их можно легко накалывать,
а при нанесении с помощью линейки отмечать легким уколом карандаша или маленьким
кружком. При построении точек циркулем они наносятся в виде засечек. Полученные
точки соединяют прямыми или кривыми линиями и получают контур изображения, на
который наносят остальные необходимые линии.
После
выполнения построения чертеж следует тщательно проверить, выявить и удалить
случайные, лишние или неправильные линии. Причем если обводка чертежа будет
выполняться карандашом, то удалить эти линии следует до обводки, если же тушью
— то после. Перед обводкой тушью их необходимо зачеркнуть карандашом. До обводки
чертежа следует только в необходимых случаях пользоваться резинкой, так как
это приводит к загрязнению чертежа и повреждению поверхности бумаги, на которую
при обводке плохо наносится тушь.
Для
ускорения работы по обводке чертежа сначала подряд проводят горизонтальные линии
на всех изображениях, потом вертикальные, за ними наклонные одного направления,
потом второго и т. д. Сначала проводят сплошные основные толстые линии, за ними,
например, штриховые, сплошные тонкие и т. д. В последнюю очередь заполняют графы
основной надписи, наносят технические требования и размерные числа.
После
окончания обводки чертежа его необходимо снова тщательно проверить для выявления
возможных ошибок и упущений. Проверку следует вести по отдельным вопросам в
пределах всего чертежа, например, полностью ли обведены нужные линии, везде
ли нанесены стрелки на размерных линиях, на всех ли размерных линиях поставлены
размеры, не проведены ли лишние линии и др.
Следует
отметить, что выполнение графических работ в основной массе осуществляется карандашом,
поэтому уместно напомнить несколько общих правил работы с ним. Затачивать карандаш
следует с конца свободного от надписи, чтобы сохранить его маркировку.
Подбор
твердости грифеля карандаша и правильность его заточки при наличии заданного
сорта бумаги должны обеспечивать получение линии четких, хорошо видимых, необходимой
толщиной. Нанесение линий плохо видимых, бледных, серых приводит к утомлению
зрения чертежника.
Необходимо
постоянно следить за сохранением конусности и длины грифеля, постоянно подтачивать
его. Укорочение конуса приводит к утолщению линий.
Подбор
карандаша при соответствующем сорте бумаги обеспечивает проведение линий, исключающее
вдавливание карандаша в бумагу. Это дает возможность при необходимости стереть
линию без оставления следов.
При
проведении линий карандашом по линейке, рейсшине или угольнику карандаш должен
быть расположен в плоскости, перпендикулярной плоскости чертежа или слегка наклонной
от себя.
В
процессе выполнения чертежа горизонтальные линии рекомендуется проводить по
верхней кромке линейки или рейсшины слева направо, а вертикальные — снизу вверх.
При
выполнении надписей и размерных цифр на поле чертежа под руку с карандашом необходимо
подкладывать чистый лист бумаги, что исключает загрязнение чертежа.
Можно
дать некоторые рекомендации и по обводке чертежа тушью, которая осуществляется
на чертежной бумаге или на кальке. Обводка на кальке несколько труднее из-за
ее глянцевой поверхности. Четкость линии обеспечивается правильной работой с
рейсфедером и подбором концентрации туши путем ее разбавки. Выбрав лист бумаги,
следует провести на нем несколько пробных линий. Если тушь засыхает в рейсфедере,
ее необходимо разбавить, но не доводить до состояния, когда линии будут расплываться.
В заключение можно напомнить также общий ход выполнения чертежа. Начинают выполнять чертеж с вычерчивания рамки формата, выделения поля чертежа и места расположения основной надписи. После этого на поле чертежа намечают расположение изображений — наносят контуры изображения или габаритные очерки. Это дает возможность оценить правильность выбора места расположения изображений и при необходимости внести изменения. Если изображения симметричны, проводят оси симметрии; отмечают центры окружностей штрихпунктирными линиями; наносят остальные элементы изображения. При этом сначала вычерчивают дуги окружностей, а потом линии, касательные к ним.